среда, 27 февраля 2013 г.

Школа – среда обитания будущего
Татьяна БАТЕНЕВА

Прозвенели школьные звонки, и миллионы ребят вновь садятся за парты. Чему и как нужно учить их в школе – тема дискуссионная, и спорам этим нет конца. И родители, и учителя, и ученые сходятся в одном: школа должна соответствовать строгим гигиеническим нормам. Каковы же эти нормы? Кто их создает? Кто и как должен контролировать их выполнение? Такие вопросы могут поставить в тупик большинство родителей, которые тем не менее уйму времени потратят на то, чтобы купить своему чаду удобный ранец или модный спортивный костюм.
– Нормы школьной жизни определены государственным документом, который так и называется: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», – рассказывает Дина Синякова, заведующая отделом организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Центра Госсанэпиднадзора Москвы. – Они введены в действие с 1 сентября 2003 года и являются законом для любого учебного заведения.
Этот важный документ по-другому еще называется: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02). И он обязательно есть в любой нашей школе. Но если не в меру ретивый родитель захочет познакомиться с ним, возможны некоторые трудности: далеко не всегда администрация школы рада такому любопытству.
Причина в том, что СанПиН довольно жестко определяет многие параметры школьной жизни, которые на практике далеко не всегда и везде выполняются. Простой пример: до 30% школьников страдают искривлением позвоночника. Мы привычно виним в этом тяжелые ранцы, неправильную позу за работой, недостаток движения. Но на самом деле нередко причина в том, что школьная парта или стол и стул просто не соответствуют росту ребенка. Просидите пять лет за рабочим столом, который слишком высок или низок для вас, – сколиоз не замедлит себя ждать и у взрослого.
– Все школьные столы и стулья должны иметь цветную маркировку, по которой можно сразу определить, соответствуют ли они росту детей, – продолжает Дина Синякова. – Я бы очень советовала родителям обратить на это внимание в первые же дни учебного года. А если маркировки вообще нет – это нарушение.
Где сидеть отличнику

У каждого ребенка должно быть свое место в классе, соответствующее состоянию его здоровья. Если он часто болеет, то должен сидеть подальше от окна. Если у ребенка снижена острота зрения, его место – ближе к окну и в первых рядах парт. Естественное освещение должно быть непременно с левой стороны. На окна нельзя ставить высокие цветы. Шторы могут быть задернуты только в классах информатики или во время использования на уроке средств видеообучения. Интенсивность искусственного освещения заложена в строительные нормы: если в классе горят все лампочки, она именно такая, как и должна быть по правилам. А вот если горят не все – это непорядок. Дополнительные источники света положены над классной доской – здесь освещенность должна составлять 500 люкс.
Если вам доводилось входить в учебный класс после двух-трех уроков, вы не могли не обратить внимания на духоту, спертый воздух. Учить что-либо в таких условиях, наверное, способны лишь йоги и наши дети. Но проветривать классы, как того требует СанПиН, во многих школах забывают. Между тем сквозное проветривание требуется проводить и до уроков, и после, и каждую перемену – в зависимости от погоды за окном оно длится от 1 до 30 минут. А при температуре выше 10 градусов уроки вообще рекомендуется проводить при открытых форточках. Рекреации и коридоры должны проветриваться во время уроков. Следить за режимом проветривания обязаны школьная медсестра или врач, если он есть.
Кроссовки на выход

Каждый учебный год в школах идет тихая и упорная война: администрация требует от детей иметь сменную обувь, дети, особенно старшеклассники, всячески это требование обходят. Бывает, великовозрастный молодец переобувается на глазах у дежурного учителя, сует грязные кроссовки в рюкзак, а в классе надевает их снова. Нет сомнений, что родители в этой войне должны занять сторону, заинтересованную в здоровье детей, то есть в м
09.02.13
Школа – среда обитания будущего
Татьяна БАТЕНЕВА

Прозвенели школьные звонки, и миллионы ребят вновь садятся за парты. Чему и как нужно учить их в школе – тема дискуссионная, и спорам этим нет конца. И родители, и учителя, и ученые сходятся в одном: школа должна соответствовать строгим гигиеническим нормам. Каковы же эти нормы? Кто их создает? Кто и как должен контролировать их выполнение? Такие вопросы могут поставить в тупик большинство родителей, которые тем не менее уйму времени потратят на то, чтобы купить своему чаду удобный ранец или модный спортивный костюм.
– Нормы школьной жизни определены государственным документом, который так и называется: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», – рассказывает Дина Синякова, заведующая отделом организации надзора за условиями воспитания и обучения детей и подростков Центра Госсанэпиднадзора Москвы. – Они введены в действие с 1 сентября 2003 года и являются законом для любого учебного заведения.
Этот важный документ по-другому еще называется: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02). И он обязательно есть в любой нашей школе. Но если не в меру ретивый родитель захочет познакомиться с ним, возможны некоторые трудности: далеко не всегда администрация школы рада такому любопытству.
Причина в том, что СанПиН довольно жестко определяет многие параметры школьной жизни, которые на практике далеко не всегда и везде выполняются. Простой пример: до 30% школьников страдают искривлением позвоночника. Мы привычно виним в этом тяжелые ранцы, неправильную позу за работой, недостаток движения. Но на самом деле нередко причина в том, что школьная парта или стол и стул просто не соответствуют росту ребенка. Просидите пять лет за рабочим столом, который слишком высок или низок для вас, – сколиоз не замедлит себя ждать и у взрослого.
– Все школьные столы и стулья должны иметь цветную маркировку, по которой можно сразу определить, соответствуют ли они росту детей, – продолжает Дина Синякова. – Я бы очень советовала родителям обратить на это внимание в первые же дни учебного года. А если маркировки вообще нет – это нарушение.
Где сидеть отличнику

У каждого ребенка должно быть свое место в классе, соответствующее состоянию его здоровья. Если он часто болеет, то должен сидеть подальше от окна. Если у ребенка снижена острота зрения, его место – ближе к окну и в первых рядах парт. Естественное освещение должно быть непременно с левой стороны. На окна нельзя ставить высокие цветы. Шторы могут быть задернуты только в классах информатики или во время использования на уроке средств видеообучения. Интенсивность искусственного освещения заложена в строительные нормы: если в классе горят все лампочки, она именно такая, как и должна быть по правилам. А вот если горят не все – это непорядок. Дополнительные источники света положены над классной доской – здесь освещенность должна составлять 500 люкс.
Если вам доводилось входить в учебный класс после двух-трех уроков, вы не могли не обратить внимания на духоту, спертый воздух. Учить что-либо в таких условиях, наверное, способны лишь йоги и наши дети. Но проветривать классы, как того требует СанПиН, во многих школах забывают. Между тем сквозное проветривание требуется проводить и до уроков, и после, и каждую перемену – в зависимости от погоды за окном оно длится от 1 до 30 минут. А при температуре выше 10 градусов уроки вообще рекомендуется проводить при открытых форточках. Рекреации и коридоры должны проветриваться во время уроков. Следить за режимом проветривания обязаны школьная медсестра или врач, если он есть.
Кроссовки на выход

Каждый учебный год в школах идет тихая и упорная война: администрация требует от детей иметь сменную обувь, дети, особенно старшеклассники, всячески это требование обходят. Бывает, великовозрастный молодец переобувается на глазах у дежурного учителя, сует грязные кроссовки в рюкзак, а в классе надевает их снова.  

Комментариев нет: